Скребковый конвейер — устройство для транспортировки с непрерывным действием. Используется для перемещения насыпных и зернистых грузов. Перемещение груза происходит с помощью скребков, закрепленных на одной или нескольких тяговых цепях и погруженных в слой насыпного груза, по неподвижному желобу.
Базовый состав скребковых конвейеров чаще всего выглядит так:
-
Два желоба;
-
Тяговый механизм - цепи, выполняющие тяговую функцию;
-
скребущие элементы, которые крепятся к цепям;
-
привод электрического или гидравлического типа;
-
концевая головка
Скребковый конвейер КСЦ-50 перемещает груз по верхнему желобу, но есть возможна транспортировки и по нижнему желобу.
Тяговая цепь в скребковых конвейерах состоит из двух вертикально-замкнутых пластинчатых цепей с закрепленными на них высокими скребками.
Цепи необходимы для соединения скребков с приводом. Цепь принимает нагрузку от скребка, является важной частью привода.
Цепи огибают концевые звездочки. Одна из звездочек, которую называют приводной или ведущей, установлена на валу с редуктором и двигателем. Другая звездочка располагается на валу, который для возможности регулирования натяжения цепи делается подвижным с помощью специальных механизмов для регулировки, и называется натяжной. В некоторых скребковых конвейерах устанавливают сразу две приводные зведочки, заменяя тем самым натяжную.
Верхняя ветвь цепи при движении опирается на износостойкую направляющую, закрепленную на опорах между стенками короба. Нижняя ветвь цепи служит средством транспортировки, будучи погруженной в груз, заполняющий короб, двигая, тянет груз за собой, заставляя его тем самым перемещаться вдоль короба.
Для работы скребкового конвейера цепь должна находиться в постоянном натяжении.
С места загрузки до разгрузочного отверстия продукт проходит по днищу желоба как компактная, плавно двигающаяся масса.
Из-за отсутствия контакта цепи с днищем желоб конвейера дольше сохраняется, а шум при работе конвейера минимален.
При работе с скребковыми конвейерами следует помнить, что перемещаемые в них грузы обладают небольшой абразивностью и при работе все время воздействуют на цепь. Поэтому применять обычные втулочные или роликовые тяговые цепи в этом типе конвейеров не следует, так как это приводит к недолговечной работе цепи.
Причиной этому служит то, что мелкие частицы груза забивают собой пустоты между всеми подвижными и вращающимися элементами цепи. Это приводит к тому, что цепь изнашивается, меняет длину и, если не произвести своевременную замену всей цепи, заклинивается цепи, обрывается или способствует поломке других элементов конвейера.
Продлить срок безотказной работы тяговых цепей в этих условиях позволила конструкция цепи с открытым шарниром. Благодаря такой конструкции, транспортируемые сыпучие грузы не могут застрять между элементами цепи. Конструкция такого шарнира называется самоочищающееся за счет того, что при повороте шарнира эта втулка очищает палец цепи от приставших частиц сырья.